#15 - 18 октября 2014 в 13:22
Вышивка матьо (matyo) В 130 километрах на восток от Будапешта в области Боршод-Абауй-Земплен расположен Мезёкёвешд (Mezokovesd), получивший статус города в 1464 году по распоряжению венгерского короля Матьяша I (Matyas kiraly, 1443-1490).
Именно в честь него католиков Мезёкёвешда и близлежащих городов Тард (Tard) и Сентиштван (Szentistvan) прозвали "матьо" (уменьшительно от Матьяш), а вслед за ними так стали называть всех венгерских католиков, проживающих среди протестантов и в других частях страны. Однако, не только религиозные предпочтения выделяли "матьо" среди прочих венгерских народностей и общин, их главным козырем были и остаются богато украшенные национальные костюмы с потрясающей цветной вышивкой на черном и белом фоне, получившей название вышивка "матьо".
Вышивать мастерицы "матьо" начали примерно в середине XIX века и поначалу украшали красной и синей нитью только края постельного белья. За бельем в 70-е годы XIX века последовали широкие и длинные рукава юношеских сорочек расшитые красными листьями и цветами, и вот наконец появились желтые и зеленые цвета, а вместе с ними и он - нарядный узкий передник шурц, который стал самой важной деталью мужского и женского костюма. Ведь, согласно древней легенде, именно расшитый яркими цветами передник помог юной девушке вызволить из турецкого плена своего возлюбленного. Когда турецкий султан поставил ей условие принести посреди зимы фартук наполненный цветами, она выполнила условия султана, вышив на переднике роскошный цветочный узор. Султан получил цветы, жених свободу, девушка жениха, а мы вышивку "матьо". Короче, все остались довольны!
Кстати, каждая девушка до замужества должна была вышить себе семь фартуков. Такое же их количество полагалось иметь и парню. И только самым последним беднякам разрешалось ограничиться двумя. Вышитые на бархате, шелке, сукне или сатине (для тех кто победнее), фартуки даже были предметом обручения.
Девушка дарила свой шурц жениху на празднике, а жених в ответ бросал свой ночью ей в окно. В самом начале ХХ века (1910 - 1920 гг) в магазинах стали продавать различные блестящие украшения, которыми девушки "матьо" стали заменять вышивку на фартуках, включая те шурцы, что они дарили своим женихам. Вскоре традиционные фартуки вовсю стали заменяться "бижутерными" и местное духовенство не выдержало такого издевательства над традициями. Сначала девушек в слишком блестящих фартуках перестали пускать в церковь, а в Пепельную среду (день начала Великого поста у католиков) 1925 года заставили принести все блестящие фартуки на городскую площадь и торжественно сожгли. Девушкам вновь пришлось вернуться к старой и проверенной вышивке.
Казалось бы, такой богатый и красочный костюм мог появиться только у благополучного и процветающего народа, но... в случае с "матьо" все получилось как раз наоборот. Не было в истории такого периода, когда бы они не терпели нужды и лишений. То город Мезёкёвешд многократно разрушался, то турецкое иго все не заканчивалось, то передряги на сломе XIX-XX веков принесли одну нищету и разорение. Да, и край этот всегда считался глухоманью - ни дорог, ни плодородной земли, ни работы. Многие "матьо", оставшись без крыши над головой, разбредались по стране в поисках сезонного заработка. Но вот что удивительно: чем беднее становился народ, тем пышнее и ярче их национальные костюмы.
Так жизнерадостные "матьо" отвечали на многочисленные удары, преподносимые им судьбой, и заодно украшали свой скудный быт и одежду. Именно в невозможности приобрести новую одежду и домашнюю утварь видят исследователи вышивки "матьо" истоки бурного развития рукоделия в этой общине. А привычку мужчин носить длинный черный фартук-шурц объясняют желанием прикрыть поношенные брюки. Но каковы бы не были причины, в результате мы получили без преувеличения самый красивый венгерский национальный костюм: яркая рубашка и расшитая цветами короткая кожаная куртка из овчины у мужчин, вышитая блузка и жилет у женщин, потрясающий узкий фартук у обоих - все самобытное, яркое и жизнеутверждающее. К концу XIX века в домах появились парадные комнаты с крашеной мебелью, расписанными тарелками на стенах и вышитым постельным и столовым бельем (эта традиция продержалась до середины XX века), причем благосостояние семьи измерялось количеством богато вышитых предметов.
И конечно, такая вышивка не могла остаться не замеченной и вскоре одежда и предметы для домашнего декора с вышивкой "матьо" стали очень популярны. В Будапеште даже состоялся тематический бал под название "Свадьба матьо". Рукодельницы начали вышивать изделия за деньги на заказ, что позволило им покупать все более качественные ткани и нитки. Особенной популярностью в это время пользовались всевозможные предметы для украшения интерьера, выполненные с учетом предпочтений клиента. В тоже время сам процесс вышивания превратился в коллективное занятия, сплачивающее и без того довольно закрытую общину "матьо".
В вышивальных кружках женщины делились своими знаниями и опытом, передовая секреты традиционного искусства в стиле "матьо" молодому поколению. Ведь несмотря на то, что каждая мастерица, изобретая рисунок, имеет возможность для творческого самовыражения, основные каноны вышивки "матьо" остались неизменными и хорошо узнаваемыми с момента ее появления. И сейчас они тщательно сохраняются представителями общины, а насыщенные деталями композиции до миллиметра отточены поколениями вышивальщиц из Мезёкёвешда. Самые известные их мотивы - роза, туфелька, птица, кошачий хвост, круги и бутоны. При этом центром композиции практически всегда является крупная роза, окруженная более мелкими элементами, а самый главный цвет любой вышивки - красный, который не только имел защитную силу, но и выражал радость, страсть и хорошее настроение. Красный носили невесты и молодые женщины, а вот синий и зеленый - люди постарше. Желтый означал солнце, черный - силу земли. Голубой - грусть, а зеленый - траур.