Принципы взаимодействия:
1. Как можно меньше запретов!
Иногда создается впечатление, что главными словами родителей, с помощью которых они общаются с ребенком, являются «надо» и «нельзя». «НАДО» Чтобы понять, что чувствует ребенок, когда ему приказывают, достаточно вспомнить, как мы сами реагируем на слово «надо».
Нравится ли оно нам?
Хотели бы мы его слышать?
Какие эмоции вызывает в нас это слово?
Если не нравится вам, то почему должно нравиться вашему ребенку? Разве он солдат, чтобы выполнять приказы, которые, как известно, не обсуждаются? Он вполне способен понять ваши объяснения, данные, разумеется, с учетом возраста и не один раз. Особенно, если вы постараетесь все ему объяснить исходя из его желаний. Например. Так: «Надо надеть пальто и эту шапку. На улице холодно!» Или так: «Ты хочешь, чтобы в такую холодную погоду, когда дует сильный ветер, тебе на улице было тепло?»
«Нельзя» – одно из самых распространенных слов в родительском лексиконе. В какой-то момент родители понимают, что его запрещающая сила иссякает. Слишком много «нельзя»! И это слово перестает работать. Ребенок уже не реагирует на запрет даже тогда, когда он действительно необходим. Например, во время опасной экстремальной ситуации. Как-то я попросила одну маму написать список «нельзя», которые неопасны. Почему? Потому что она была уверена, что «нельзя» и «опасно» – одно и тоже.
ВСЕГДА можно объяснить то, что запрещаешь. Исключение может составлять только запрет, который нужно дать немедленно, иначе это приведет к трагическим последствиям. Например: нельзя перебегать дорогу перед машиной. Кстати, и этот запрет можно заменить другим словом. Например: «Стоп!» Попробуйте составить свой список «нельзя», а рядом с ним список слов, которыми можно заменить это традиционное запрещение. И вы с удивлением заметите, что очень мало ситуаций, в которых стоит употреблять это слово.
2. Позволяйте детям плакать!
Нам с детства вбивали в голову, что плакать – плохо. Только девчонки плачут. А вот настоящие мужчины не имеют на это права! Но плач – это невысказанное желание, чтобы тебя услышали. В качестве примера рассмотрим ситуацию, которая становится очень болезненной как для родителей, так и для ребенка – адаптация к детскому саду. Ребенка отдают в детский сад. Каждое утро мама слышит от своего чада: «Сегодня снова в садик? Я не хочу!» А при расставании снова изматывающий душу крик ребенка. Мы убегаем от этого крика, стараемся скрыться, лишь бы поскорее это закончилось и пусть кто-то другой успокаивает ребенка, пусть кто-то другой объясняет ему, что маме нужно на работу. Поговорите с ребенком и воспитателями. Объясните сыну или дочке, что вы понимаете, насколько это серьезная причина – уход мамы. И если ему хочется поплакать, пусть делает это. А когда успокоится, он сможет посидеть на коленях у воспитателя, поиграть с детьми. Разумеется, все это нужно заранее обсудить с воспитателями и объяснить, почему вы настаиваете именно на таком подходе. Кстати, в таком трудном и новом для ребенка деле, как привыкание к садику, не помешает и положительное подкрепление. Приходя за ребенком, спрашивайте о том, что интересного произошло за день, и принесите что-нибудь вкусненькое. Пусть в голове у малыша садик ассоциируется с чем-то интересным, веселым и вкусным.
3. Доверяйте своему ребенку!
Если вы считаете, что ваш ребенок:
-не в состоянии передвигаться, думать
-разбираться, принимать решения и нести за них ответственность
-понять объяснения, если они поданы не в приказной форме
-ответить на вопросы
-найти себе занятие;
-слишком мал.
Значит, вы не доверяете своему ребенку и вы хотите, чтобы он как можно дольше оставался для вас ребенком, которого можно опекать и контролировать, а вы для него так и будете оставаться в роли сурового Родителя. Но ваш ребенок ждет от вас взрослого подхода. То есть чтобы его воспринимали адекватно его возрасту.
-вместо того чтобы сюсюкать с ребенком, разговаривайте с ним человеческим языком;
-вместо того чтобы отвечать на его вопросы и все разжевывать, сами задавайте вопросы и давайте время на размышления;
-вместо того чтобы развлекать его, позвольте ему самому выбрать себе занятие;
-вместо того чтобы решать за него, предоставьте это дело ему.
4 Спокойствие, только спокойствие!
Самый большой подарок, который вы можете сделать своему ребенку, – это оставаться спокойной. Я понимаю, насколько это сложно. Но давайте посмотрим, сколько плюсов получаете вы, научившись вовремя останавливаться.
-вы получаете время для обдумывания ситуации;
-вы не выглядите в глазах ребенка орущим монстром;
-вы начинаете уважать себя за ваше спокойствие и усилия, которые для этого потребовались;
-для мужа и детей вы начинаете олицетворять спокойную гавань, куда хочется приходить, возвращаться;
-вы способны трезво мыслить, потому что вас не захлестывают в этот момент эмоци
Помните, дорогие родители, что научить свое чадо чему-то ценному для жизни вы можете только в состоянии Взрослого.