Масленица – один из самых любимых праздников русского народа. И так было с древних времен. Он пришел к нам из языческой культуры, когда назывался Комоедицей и был праздником весеннего равноденствия и встречи Нового года.
Отмечалась Комоедица 21-22 марта, в «День сотворения мира» - так считали древние. С этого момента ночь становилась короче, день длиннее, солнце превращалось в молодого бога Ярилу и должно было прогнать богиню смерти и холода Марену. В этот день у славян было принято поминать умерших, души которых, по преданию, с весной возвращались на крыльях птиц. Потому-то для них ставили блюда с едой, в знак почтения.
Главный символ праздника – блин – имел особое, ритуальное значение: круглый, горячий, он был маленьким солнцем и помогал Яриле продлевать световой день. Первый блин отдавали душам умерших: оставляли нетронутым, а потом скармливали птицам. Также пекли много пирогов, варили кисели да квас, потчевали гостей медом, крутили обрядовое печенье в виде птичек и зверей: они-то и должны были позвать весну.
Название свое – Комоедица – праздник получил от блюда, напоминающего комок. Что это было: блинчик или колобок - теперь сказать трудно. И поскольку славяне верили, что день встречи Нового года повлияет на весь год в целом, все старались устроить на Комоедицу обильное застолье и безудержное веселье. Поэтому и прозвали ее «широкой», «обжорной», «честной», «объедухой».
Из принятых на празднике забав основным считалось взятие снежного городка. Группа ряженых укрывала в нем Марену, а другая группа должна была отвоевать ее: не оставлять же лютую зиму навсегда! Мужчины обязательно участвовали в кулачных боях, которые делились на три вида: «один на один», «стенка на стенку» и «свалка». Здесь были не важны ни возраст мужчины, ни социальный статус - бились всерьёз, до крови, и кровь эта считалась достойной жертвой и потому предвещала урожайный год.
Кульминационным моментом праздника становилось сожжение чучела Марены. Все холодное время года она властвовала, а с приходом весны стала дряхлой старухой и должна была уступить место молодому Яриле. Чучело вязали из соломы, привязывали к нему старое тряпье, на которое наговаривали то плохое, что Марена должна была забрать с собой. Пепел от ритуального костра предавали реке и разбрасывали по полю – в знак уважения к силам природы и с мольбой об урожае.
На Комоедицу можно было и погадать. Для этого при большом скоплении народа подкидывали в небо блин, и кто его поймает, тому особое будет счастье в Новом году. А вот работать в праздничные дни было нельзя в знак почитания богов и из уважения к предкам.
Таким образом, праздник Комоедица был праздником народным, и главная его цель состояла в том, чтобы освятить землю, почтить предков и попросить у природы хорошего урожая.
С принятием христианства Комоедица превратилась в Масленицу. И теперь она стала напрямую зависеть от главного религиозного праздника – Великого Поста. Однако народ по-прежнему ее любил и отмечал на широкую ногу: с застольями и весельем. Остались любимые народом забавы: взятие крепости, и кулачные бои, катания на санях и петрушечные балаганы. А вот праздновать Масленицу стали неделю, которая была разделена на два периода: Узкую и Широкую Масленицу. Первые три дня, с понедельника по среду, - Узкая Масленица. Только в эти дни праздничные дни разрешалось заниматься домашними делами. Последние четыре дня, с четверга по воскресенье, - Широкая Масленица. Здесь уже работать считалось грехом. Каждый день получил свое название.
Понедельник – «Встреча». В этот день мастерили чучело Масленицы из соломы и с веселыми песнями возили на санях по деревне – для знакомства.
Вторник – «Заигрыш». День отмечен смотринами невест. В Масленицу считалось важным посвататься, чтобы на Красную горку после Великого поста сыграть свадьбу. Молодежь начинала гулять, кататься с горок – праздник набирал обороты.
Среда – «Лакомка». В этот день пекли блины, накрывали столы. Особенно важным был в этот день приход зятя к теще. Она встречала его блинами и должна была оказать всяческие знаки внимания почетному гостю.
Четверг – «Разгуляй». Это самая середина масленичной недели, когда гуляли уже «по полной»: с кулачными боями и конскими бегами, со взятием снежной крепости и веселыми пирушками, с ритуальными кострами и развеселыми песнями.
В пятницу проходили «Тещины вечера». Теперь уже теща приходила к зятю в гости, а он вместе с ее дочерью, своей женой, принимал ее со всей любезностью.
В субботу – «Золовкины посиделки» - молодые невестки принимали родных, дарили золовкам подарки и угощали блинами.
Воскресенье называли по-разному: и «Целовальник», и «Проводы», и «Прощеное Воскресенье». Люди, знакомые и незнакомые, просили друг у друга прощения, троекратно друг другу кланялись и целовались в знак примирения. В последний день масленичной недели прощались с Масленицей: возили ее по всей округе, после чего принародно сжигали, бросая в костер блины, яйца, лепёшки – как отголосок языческого ритуала.
Однако настоящее прощание с Масленицей происходило на следующий день, в «Чистый понедельник» – первый день Великого Поста. В этот день обязательно надо было вымыться в бане, чтобы смыть с себя все нечистое, что притянулось в масленичную неделю.
Таким образом, главной целью христианской Масленицы, в отличие от языческой, была подготовка души и тела к предстоящему Великому Посту.
Сегодня каждый по-своему отмечает Масленицу, вкладывает в нее свой смысл. Общим остается главное - это любимый праздник прощания с зимой и встречи весны, отмеченный пышными застольями с вкусными блинами, веселыми играми и забавами. С Масленицей! И пусть все у вас будет, как по маслу!
Пословицы и поговорки про Масленицу:
1. Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.
2. На горках покататься, в блинах поваляться.
3. Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.
4. Зять на двор — пирог на стол.
5. Придёт зять, где сметанки взять?
6. Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Анна Лебедкина,
специалист по работе с молодежью центра «Молодость».
Нет комментариев. Ваш будет первым!