КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У РЕБЁНКА.
Если вас интересует алгоритм развития музыкального слуха, читайте статью Евгении Баграмовой - учителя высшей категории, победителя конкурса «Лучший учитель России».
Поэтапное развитие музыкального слуха
Евгения Баграмова
Сразу оговорюсь: чёткого, раз и навсегда выверенного алгоритма нет. Есть несколько более-менее выверенных методик и программ, есть общепринятые советы и рекомендации, есть, наконец, личный опыт многих педагогов.
Для более старших детей и взрослых существует достаточно результативная система, реализуемая на уроках сольфеджио в музыкальных школах. Она хороша уже хотя бы тем, что это – система, на ней выросли поколения музыкантов, НО - столько же, если не больше детей бросили музыкалку, «подломившись» именно на сольфеджио. Как раз из-за жёсткого, навсегда забитого в схему математического алгоритма.
Только не подумайте, что я, потомственный теоретик, ратую против союза алгебры и гармонии. Просто в нашем деле всё – очень индивидуально.
Итак, с чего начнём? С так называемого «доучебного» периода, начинающегося с рождения (пренатал пока оставим) и заканчивающегося у всех в разное время.
Основная ваша цель и задача, уважаемые родители – это погружение ребёнка в развивающую музыкальную среду. Это вовсе не означает, что вокруг малыша всё должно непрерывно звучать, стучать, из наушников - непременно Моцарт, и много-много упражнений.
Вы ведь не ставите целью изучение ребёнком родного языка - он его просто слышит, и подсознание накапливает пока еще пассивные языковые формы и запас слов.
Музыка – это тоже язык, язык ритмоформул, интонаций, образов. Освоение его должно быть максимально естественным.
Специального времени и специальных упражнений для музыкальных занятий на этом этапе не требуется. Требуются усилия по созданию особой среды.
Когда-то выдающийся педагог Шаталов сформулировал свой знаменитый «принцип солёного огурца»: огурчик может быть любой – большой и маленький, гладкий и пупырчатый, зелёненький, и не очень, но если его погрузить в рассол – он неминуемо засолится.
Основной компонент рассола – это Вы. Усвоится и навсегда останется лишь то, что является лично Вашим, а не то, что Вы пытаетесь развить – это проверено.
Всем известно, что для прослушивания рекомендуется гармоничная светлая негромкая музыка, хорошо влияющая на нервную систему ребенка – православные многоголосные песнопения, Бах, Шопен, Вивальди, Моцарт, Дебюсси.
Любите Дебюсси? Отлично. Нет? Срочно полюбИте. Искренне.
Владеете инструментом – играйте для своего удовольствия. Любите петь – пойте. Не любите – позовите того, кто любит – папу, бабушку.
Ключевое слово – любовь!
Пение, конечно, важнее всего Именно оно относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений.
Голос человека – это колыбель музыкального языка.
Конечно, фальшивое пение не годится – мы уже говорили о том, что от Вас потребуются немалые усилия на этом пути, иначе есть серьёзный риск восприятия фальши, как нормы.
Но вы можете речитативить, скороговорить, петь (и играть) простые попевочки.
ВАЖНО: простота и примитивность – не одно и то же. Репертуар должен быть тщательно подобран, иначе Вы рискуете развить примитивное мышление.
Если уж брать простые по диапазону попевки, то это должны быть надёжные, отшлифованные и проверенные временем образцы. К современному материалу относитесь очень избирательно.
Исключение ,пожалуй, составляют Ваши собственные импровизации - речитативчики, потешки , припевочки, сотворённые и пропетые Вами для Вашего ребёнка, адресно обращённые только к нему, освящённые и одухотворённые Вашей любовью.
Вот это – БЕСЦЕННО.
Следующий этап – начало системных занятий. Возраст – от 2 до 5 лет.
Это – этап:
• активного развития разных видов слуха;
• активизации слухового и образного восприятия;
• возникновения обратной связи;
• формирования певческих навыков;
• формирования первых навыков музицирования на инструментах.
• В этот период можно заниматься самим, можно попытаться разделить ответственность с педагогом. Второй путь проще, но - будьте внимательны при выборе, оцените, сравните.
На этом этапе «подключаются» разнообразные методики, но всё это – как раз территория профессионалов. Без специальных музыкальных и педагогических навыков Вы с этим не справитесь.
Если же Вы пошли по первому пути, то запомните ряд положений.
• Время занятий – приблизительно 20 минут (варьируется в зависимости то возраста, темперамента, настроения, времени суток).
• Виды работы – пение, работа с метроритмом, музицирование на шумовых и духовых инструментах, освоение фортепиано (как отдельный вид работы), активизация слухового восприятия, работа с певческим аппаратом, различные музыкальные сказки и истории.
• Занятия должны проходить в игровой форме с использованием игрушек, картинок, подвижных игр, образных сравнений, элементов театральности, сказок, и т. д.
• Все виды деятельности должны быть часто чередующиеся, разнообразные, естественно переключающие внимание ребенка, но не более 4-5 за одно занятие. Пение обязательно на каждом. Подведение итогов в конце – желательно.
• Формы восприятия - как активные, так и пассивные. Вполне достаточно, если на первом этапе малыш внимательно слушает – новая информация все равно усваивается и в какой-то момент проявится.