Каждый год жильцы верхних этажей многоквартирных домов сталкиваются с проблемой протечки крыш, однако не все из них добиваются от управляющих компаний ремонта кровли, а уж тем более возмещения ущерба имуществу жильца.
Обратимся к законам. Согласно статьям 36 и 162 Жилищного кодекса РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном жилом помещении, управляющие компании обязаны содержать и ремонтировать общедомовое имущество многоквартирного дома (в частности крышу).
В случае невыполнения своих обязанностей управляющие компании несут ответственность за ненадлежащее содержание и несвоевременный ремонт кровли в соответствии с Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.
По закону РФ «О защите прав потребителей» (статья 4), по статьям 40 и 42 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. и Жилищному кодексу РФ, управляющие компании обязаны устранить протечки крыши в течение суток. Помимо этого предусмотрена материальная ответственность за причиненный ущерб имуществу, поэтому пострадавшие жильцы в праве требовать возмещения убытков с управляющей компании.
Самое главное, что нужно сделать при этом ― это оценить ущерб, причиненный вашему имуществу! Оценить ущерб можно самостоятельно, основываясь на расценках компаний, которые занимаются ремонтными работами. Однако, при самостоятельной оценке ущерба имуществу, управляющая компания наверняка не согласится с расчетами жильцов. И им потребуется независимая экспертиза. Всего этого можно избежать, заказав оценку ущерба имуществу у независимой оценочной компании (стоимость услуг компании потом включается в сумму иска). Обязательным действием является расчет взыскиваемой суммы с полным прайсом, сметой ремонта и товарными чеками на уже сделанный ремонт после протечки. Смета ремонта составляется с учетом денежных затрат, требующихся для приведения залитой комнаты в первоначальный вид! Обычно в нее входят все необходимые строительные материалы (грунт, краска, побелка, обои и др.), а также затраты на восстановление элементов декора (например, потолочной лепнины) и испорченных вещей (мебель, технику, книги и т.д.) в соответствии с заключениями экспертизы. Управляющая компании в свою очередь обязана принять акт ущерба, а также провести ремонтные работы в полном объеме (привести комнату в первоначальный вид) или возместить ущерб имуществу в виде денежной компенсации.
На деле управляющие компании чаще всего отказываются возмещать ущерб от протечки крыши. Поэтому приходится обращаться в вышестоящие инспекции и суды с заявлением о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате протечки. Проиграть суд возможно в случае неправильного оформления документов, отсутствия доказательств и свидетелей протечки.
Что делать для возмещения ущерба?
1. Обратиться с письменным заявлением в управляющую компанию о протечке крыши, повреждениях имущества и требованиями отремонтировать крышу. Заявление предоставляется в двух экземплярах, заверяется подписями свидетелей (соседей) и штампом управляющей организации. Один экземпляр заявления отдается сотруднику управляющей компании, который расписывается в принятии заявки. После этого организация обязана в течение суток составить акт протечки и своевременно устранить протечку кровли согласно законодательству РФ.
2. Вместе с заявлением нужно сфотографировать чердак, кровлю с местами протечек, а также порченое имущество.
3. Вызвать независимую оценочную компанию для выявления объемов ущерба и составления расчетов (сметы) последующего ремонта.
4. Составить претензию в управляющую компанию с требованием возместить ущерб имуществу, причиненный в результате протечки, с актом оценщиков и стоимостью услуг оценки (платежные квитанции). В случае, если компания не хочет принимать вашу претензию, отправляйте письмо с уведомлением на адрес управляющей организации.
5. В случае бездействия со стороны вашей управляющей компании рекомендуем обратиться в суд или районную прокуратуру. Требовать можно не только возмещения материального ущерба, но и возмещения вреда, нанесенного здоровью.
Подавать заявление о протечке и устранении ущерба следует также в вышестоящие инстанции. Второй экземпляр заявки можно отправить губернатору, в жилищную инспекцию или в городскую прокуратуру ― у вас появится больше шансов на рассмотрение заявления!
Как правильно написать заявление о протечке крыши.
Первый шаг – заявить в ЖЭУ, УК или другую коммунальную организацию, обслуживающую дом. Заявка может быть подана в устной и (или) письменной форме. Первое – оперативно, но малоэффективно. Тем не менее, если вы решили прибегнуть к этому способу, не забудьте при звонке записать его дату, время и данные диспетчера. Второе – займет больше времени, но будет результативнее.
Реквизиты
Как и любой другой документ, этот должен начинаться с адресата и заявителя. В правом верхнем углу пишем «Кому»: ФИО начальника коммунальной организации, ее наименование и юридический адрес. В графе «От кого» – свои паспортные данные, адрес проживания. Можете еще указать телефон – пригодится, если коммунальщики захотят с вами экстренно связаться.
Далее, отступив, в середине строки более крупным кеглем пишем слово «Заявление». В данном случае используется именно оно (не жалоба или претензия), так как вы заявляете о случившемся факте протечки.
В конце документа указываются такие реквизиты, как дата и подпись (с расшифровкой).
Основная часть
Теперь излагаем суть. Вначале укажите, что являетесь собственником (нанимателем) жилого помещения, в котором произошла протечка, на основании таких-то правоустанавливающих документов. Их можно приложить к заявлению.
Затем расскажите, когда потекла крыша – дату и (хотя бы примерное) время; в каком месте – комната, ее часть и т.д. Опишите характер протечки – откуда лилась вода (по стенам, с потолка), насколько сильно и прочее.
Наконец, опишите материальный ущерб, который причинен: что пострадало из имущества, какого ремонта требует помещение.
Эксперты рекомендуют сфотографировать место протечки и ущерб причиненный ей. Фотографии пригодятся при проведении независимой экспертизы или подаче иска, кроме того, их можно приложить к данному заявлению.
Заключительная часть
Заканчиваться ваше заявление должно просьбой устранить протечку, составить соответствующий акт и возместить ущерб: «На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.36 и ст.162 Жилищного кодекса РФ, ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей», п.В ст.40 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом помещении», Приложением №2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», прошу…». Просьбы стоит излагать под порядковыми номерами, формулировать предельно четко. Ссылки на нормативную базу – важный момент. Они демонстрируют, что вы знаете свои права и будете их отстаивать.
В конце также указываем список документов, прилагающихся к заявлению.
Заявление составляем в двух экземплярах, один из которых оставляем себе. Подать его можно:
почтой – заказным письмом с уведомлением;
наручно – получив подпись на своем экземпляре от лица, зарегистрировавшего заявление.
Если в последнем случае диспетчер отказывается ставить подпись или вообще принимать заявление, вы можете сделать в присутствии двух свидетелей соответствующую пометку на документе и завизировать ее подписями этих свидетелей.
Протечка крыши – одна из частых причин конфликтов между гражданами и коммунальщиками. Возможно, данное заявление – не последнее, которое вам предстоит написать. Это могут быть обращения в Жилищную инспекцию, Прокуратуру или суд. Вы можете использовать представленную конструкцию при составлении любого из них (в случае искового заявления не забывайте про правила подведомственности и подсудности).