Ялта является административным центром курортной зоны - Большая Ялта, которая протянулась вдоль Черного моря на 70 км от Медведь-горы на востоке (поселок Гурзуф и Краснокаменка) до поселка Форос у мыса Сарыч на западе. Она объединила более 30 населенных пунктов. Кроме самой Ялты сюда входят города и поселки: Ливадия, Гурзуф, Массандра, Ореадна, Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка, Симеиз, Форос и ряд других.
Большая Ялта, тесно прижата к морю более чем километровыми стенами Ай-Петринской, Ялтинской, Никитской и Бабучан-Яйлы.
Всего в 3 километрах в юго-западном направлении от Ялты, практически на её окраине, расположен поселок городского типа Ливадия — небольшой, но очень живописный уголок Крыма.
Ливадия
Еще в конце XIX – начале XX века въезд сюда был закрыт для всех, кроме членов российской императорской фамилии и обслуживающих их имение работников. Именно тот факт, что Романовы выбрали из многочисленных великолепных поселков и городов ЮБК Ливадию, сделал ее впоследствии популярной среди туристов. Сегодня, на парковой территории находятся корпуса санатория «Ливадия», одной из крупнейших Крымских здравниц кардиологического и общетерапевтического профиля.
Природные достопримечательности
.
Гора Могаби Центральные районы Ливадии расположены на восточном склоне горы Могаби. Это массивная конусовидная гора-отторженец. Возвышается она между поселками Кореиз и Ливадия, достигая высоты 804 метра над уровнем моря. С вершины горы открываются поразительные виды: живописные склоны, густые сосновые леса, бескрайние поляны и холмы, обрывающиеся в море Туристы могут увидеть эти места по пути следования к самому высокому водопаду Европы – Учан-Су. Он питает Могабинское водохранилище, а затем вода подается в ялтинский водопровод.
Могабинские верхнее и нижнее горные озера, раскинувшиеся на горе Могаби, по своей живописности не уступают самым популярным природным достопримечательностям мира. Здесь не бывает много туристов, поэтому озера сохранили девственную чистоту и естественную красоту. Верхнее Могабинское озеро является ялтинским водохранилищем, и купаться здесь нельзя. К тому же оно охраняется. Но окунуться в могабинские воды все-таки можно – в нижнем Могабинском озере. Еще одно небольшое лесное озеро – Караголь расположено на другом склоне горы Могаби на высоте 578 м над уровнем моря. Название с тюркского переводится как «черное озеро». Водоем отличается большой глубиной при относительно малых размерах — примерно 35 метров в диаметре. Питается озеро Караголь за счет родников, расположенных на его дне. Это и объясняет его низкую температуру. Попасть сюда можно по Бахчисарайскому шоссе. Главное – не пропустить указатель: «К озеру Караголь». Могабинское Караголь часто путают с одноименным озером в Большом каньоне. «Караголь – ванна молодости» находится гораздо дальше от Ялты и горы Могаби.
Пляж
.
Сюда приезжают поплескаться в чистой воде многие жители Ялты, поскольку пляж находится от города всего в 4-х километрах, а на ближнем пляже «Дельфин» часто просто не протолкнуться. Пляжи разделены на секции волноломами и в основном узкие настолько, что порой во время волнения их полностью накрывает водой. Пляжи с довольно крупной галькой, в некоторых местах она не комфортно-острая, поэтому лучше запастись специальной обувью для купания. На некоторых пляжах есть деревянные сходы прямо в воду. Вода у берега всегда чистая и теплая, здесь много отдыхающих с маленькими детьми. На территории установлены кабинки для переодевания, навесы от солнца и прочие блага для отдыхающих. Индустрия развлечений на пляжах стандартная, как и везде. Начиная от горок, бананов, заканчивая водными лыжами и полётами на парашюте за катером. На берегу имеется несколько баров, станция проката лодок, водных велосипедов, лыж, мотоциклов и прочей пляжной атрибутики.Особенностью пляжей Ливадии является то, что к ним нужно довольно долго спускаться, при этом можно воспользоваться (за небольшую плату) двухкаскадным лифтом или пройтись 500 метров по тенистым парковым аллеям.
Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник
1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого в Ливадии для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Александровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь.
Ливадийский дворец
.
Ливадийское имение более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: Александра II, Александра III и Николая II. К началу ХХ века старый Большой дворец обветшал и оказался слишком мал для большой семьи императора Николая II, к которому перешло во владение Ливадийское имение с парком. Тогда на месте старого было решено построить новый дворец. Возведённый в 1911 (за 17 месяцев), Большой (Белый) Ливадийский дворец органично вписался в окружающий пейзаж. Это просторное, сочетающее величие и уют белоснежное здание было построено по проекту ялтинского архитектора, академика Н. П. Краснова в стиле итальянского Возрождения с мотивами византийской, арабской и готической архитектуры. Арочные окна, украшенные тонкой резьбой, изящные аркады и мраморные белоснежные колонны делают Ливадийский дворец лёгким и воздушным. Большой (Белый) дворец предназначался для отдыха царской семьи, поэтому парадных комнат в нём только пять: Вестибюль, Кабинет императора, Столовая (известная как Белый зал), Английская бильярдная и Диванная. Все 58 комнат дворца отличаются роскошным внутренним убранством. В оформлении внутренних помещений архитектор использовал резные деревянные панели, лепные украшения, мраморные камины. Белый дворец не долго служил летней резиденцией для последнего российского императора Николая II – последний раз его семья приезжала в Ливадию весной 1914 года. После революции, в 1925 году в бывшем царском дворце был открыт первый в мире санаторий для крестьян, а позднее, в 1931 году, его преобразовали в климатический лечебный комбинат.С 4 по 11 февраля 1945 года (за три месяца до победы над гитлеровской Германией) в Белом зале дворца проходила Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств государств антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании, на которой были приняты важнейшие для всего мира документы. Во время её работы Белый дворец был резиденцией президента США. С лета 1974 года Большой (Белый) дворец был открыт для экскурсий и посещений, и только в 1993 году в Ливадийский дворцовый комплекс стал государственным музеем. Сейчас в здании Ливадийского дворца размещены музейные экспозиции, большинство из которых рассказывает о жизни и отдыхе в Ливадии семьи Романовых и о пребывании здесь нескольких поколений этой августейшей фамилии. В музее представлены фотографии и личные вещи царской семьи, а также - различные предметы быта и исторические документы той эпохи. Одна из экспозиций музея посвящена событиям Ялтинской конференции 1945 года. Здесь представлены различные предметы тех лет. Экскурсия по Ливадийскому дворцу проходит по его великолепным парадным залам, сохранившим свою первоначальную отделку, в которых давались торжественные приёмы и званые обеды. Для доступа посетителей открыты и комнаты членов царской семьи – рабочий кабинет императора Николая II, будуар его супруги Александры Фёдоровны, классные комнаты их дочерей. Большая Ялта, пгт Ливадия, ул. Батурина, 44-а http://livadia-palace.crimea.com/
Свитский (Пажеский) корпус
.
Пышная свита, как неотъемлемый атрибут монарха огромной великой страны, всегда окружала последнего императора всероссийского Николая II (1868-1918) где бы он не находился — с официальным визитом или на отдыхе, что создавало немало трудностей для организаторов принимающей стороны. Ливадия, как излюбленное место отдыха Романовых, не была исключением — численность двора, сопровождавшего царскую семью, порой достигала нескольких десятков человек.Достойно разместить такое количество привилегированных особ и сопровождающих их лиц в небольшом имении Ливадии с учетом, что Белый дворец был всецело предоставлен царствующей четы, — задача не из легких. Вот почему было принято решение о сооружение немного южнее императорской резиденции отдельного корпуса для свиты. Возвышающийся на высокой террасе над подпорной стеной из бутового камня, провожающей Царскую тропу в далекий путь, трехэтажный Свитский корпус ориентирован вдоль береговой линии с северо-востока на юго-запад. Прямоугольный вытянутый периметр здания с облицованным штучным камнем цоколем, имеющий внутри простую коридорную планировку, оформлением внешних фасадов претендует на скромную изысканность неотъемлемой составляющей дворцового комплекса: ордерная система пилястр, ненавязчивое оформление карнизов, витиеватая изысканность растительного орнамента стен, балюстрада верхнего яруса и арочный портик входа. Сейчас здесь расположен спальный корпус № 3 санатория «Ливадия».
Дворец министра двора барона Фредерикса
.
Имя того, кому было доверено распоряжение богатым имуществом последнего императора Российской империи Николая II, кто на протяжении полувека был одним из доверенных коронованных особ, от кого зависели судьбы сотен членов знатнейших фамилий, было на слуху у высшей знати великой страны. Вот почему для строительства летней резиденции последнего Министра Императорского двора Владимира Борисовича Фредерикса (1838-1927) на черноморском побережье было избрано почетное место рядом с Ливадийским дворцом. Небольшое компактное трехэтажное здание сложной конфигурации, оформленное в стиле модерн с облицовкой цоколя темно-серым известняком бучардовой обработки, порядковой мозаичной кладкой верхних ярусов и громоздкими балконами на тяжелых кронштейнах, что создает иллюзию монументальной массивности при незначительных размерах (16х25 м). Общее оформление внешних фасадов дворца Фредерикса перекликается некоторыми элементами с соседствующими зданиями Ливадийского дворцового комплекса со Свитским корпусом и непосредственно царской резиденцией. Тот же трехарочный портик у центрального (противоположного морю) входа, разделительный межъярусный карниз несложного профиля, чередующийся арочный и прямоугольный контур окон, хотя и с несколько перегруженным со стороны линии берега внешним фасадом — симметричные глубокие боковые лоджии, массивный замковый камень наличников, тяжелый балкон верхнего яруса. Сегодня здесь расположился легендарный ресторан «Царская кухня», где можно попробовать блюда, которыми потчевали императорскую семью. http://royal-restaurant.com/index.htm
Крестовоздвиженская церковь
.
Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение. Монигетти использовал в оформлении храма орнамент в стиле архитектуры Закавказья. Интерьер церкви создавался также в византийском стиле. Особым украшением церкви стал иконостас из белого мрамора. Царские врата и алтарные двери были сделаны из резной бронзы. По обе стороны от иконостаса располагались два ореховых аналоя: один был занят храмовой иконой, другой – древним образом с частями святых мощей, он был украшен драгоценными камнями. Этот образ – дар Романовым от грузинских царей. Свод церкви был выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звездами, что символизировало верхнее небо. С середины свода спускалась небольшая люстра. Маленькая дверца вела из церкви в ризницу, а оттуда в кабинет императора Александра II. Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, её украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае. Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига. Дождевая влага попала в храм через прохудившуюся крышу и испортила главную икону «Воздвижение Честного Креста». Было решено заменить ее мозаикой, материалом более прочным, чем краски, и долго сохраняющим яркие цвета. Эта мозаичная икона сохранилась до наших дней. При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом. Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона «Архангела Гавриила». В Ливадийском храме совершались важные события, как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в Малом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Фёдоровной. После установления советской власти, в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме богослужения снова возобновились. С июня 2014 года в Крестовоздвиженском храме ведутся реставрационные работы.
Ливадийский парк
.
Ливадийский дворец окружен большим парком - одним из лучших на Южном берегу Крыма. Ливадийский парк является памятником садово-паркового искусства, и занимает площадь 47,5 гектар на склоне горы Могаби. По характеру планировки Ливадийский парк относится к типу пейзажных, или ландшафтных. Основу парка составляет естественная природа, облагороженная, по замыслу садовника, включением живописно скомпонованных групп различных растений. Удачно сочетаются с архитектурой Ливадийского дворца подпорные стены, декорированные вьющимися растениями (преимущественно глицинией и текомой), партер с невысокими подстриженными кустами лавра, буксуса, лавровишни, туи. На террасах ниже стен высажено много роз, а также других низкорослых кустарников. Но подстриженные кусты постепенно исчезают, парк приобретает пейзажную форму. Дорожки проложены так, чтобы из-за каждого поворота открывались новые виды.У юго-восточного угла дворца начинается великолепная пергола протяженностью 80 метров. Ее металлический каркас сплошь увит розами, глициниями и виноградом. Следуя по этому зеленому тоннелю, попадаем на расположенную внизу площадку, в центре которой установлен мраморный фонтан.Пергола заканчивается восьмиугольной площадкой с металлическим каркасом, обрамленным королевой цветов – розой Банкса. Выше и ниже перголы на постаментах вдоль стен установлены терракотовые и белые мраморные вазы, выполненные греческими мастерами. Ливадийском парке несколько искусно выполненных фонтанов. Каждого останавливает фонтан с арабской вязью «Ливадия»: непрерывной струйкой изо рта барашка льется родниковая вода, здесь можно утолить жажду. Особую прелесть Ливадийскому парку придают умело устроенные видовые площадки и беседки — своеобразные точки обзора дворцов, гор, моря. Примечательна площадка над химерой — около юго-восточного угла, от туда прекрасно видны Ялта, море, отроги Никитской яйлы, затянутые дымкой. Так же хороши такие уголки, как Розовая беседка. Прямоугольные столбы её из полированного мраморовидного известняка поддерживают деревянную решетку для вьющихся растений. Рядом расположена мраморная Царская беседка. Восточная часть парка выделяется Турецкой беседкой с серебристым куполом, из которой тоже можно любоваться панорамой моря и окрестных гор. Она установлена над тоннелем, через который проходит дорога к морю. В Ливадийском парке насчитывается около 400 разновидностей деревьев и кустарников. Искусное сочетание листопадных, вечнозеленых лиственных и хвойных, посаженых группами или поодиночке, придаёт ему исключительную живописность. В центре парка привлекает взор тенистая роща могучих дубов. Она служит как бы фоном для голубого атласского кедра. Неподалеку растет секвойя гигантская имеющая великолепно развитую крону. Высота этого великана 35 метров. Мощные изогнутые ветви секвойи напоминают бивни мамонта, поэтому её называют еще мамонтовым деревом. Интересен также прекрасный экземпляр тиса колонновидного у восточного фасада — его темно-зеленый, почти черный силуэт четко вырисовывается на светлом фоне лиственных растений. Много в Ливадийском парке платанов, кедров, несколько разновидностей сосны, пихты, магнолии. Из Ливадийского парка можно спуститься по туннелю или на лифте к морю.
С юго-запада, ниже подпорной стены бывшего свитского корпуса, от основной дороги в сторону Нижней Ореанды, отходит так называемая «Царская тропа».
Царская (Солнечная) тропа
.
Солнечная, Царская, Горизонтальная - одна из знаменитых крымских троп, соединяющая Ливадийский парк с Гаспрой. В 1900 году великий князь Александр Михайлович показал императору прогулочную тропу, которую по его распоряжению начали прокладывать от его имения Ай-Тодор по направлению к Ливадии. Тропинка проходила среди виноградников, горного леса, нависающих скал, и с каждым её поворотом открывался новый неповторимый вид на море и гряду Крымских гор. Несмотря на очень сложный горный рельеф, её удалось проложить так, что на ней не имелось сколько-нибудь заметных подъемов и спусков, поэтому её и назвали «Горизонтальной» дорожкой. Николаю II, любящему дальние пешие прогулки, очень понравилась идея, и при отъезде в Петербург он отдал управляющему Ливадийским имением Л.Д. Евреинову указание о прокладке горизонтальной дорожки от «Розовых ворот» в Ливадии до стыковки в Верхней Ореанде с частью тропы, уже проложенной от Ай-Тодора. Тропа получилась 6711 метров, почти горизонтальная (135-140 метров над уровнем моря), без перепадов, крутых подъемов и спусков. Здесь, в дубово-грабовом лесу, даже в очень знойные дни царит приятная прохлада. Не случайно тропу называют лечебной (или тропой здоровья) - на неё действуют практически все лечебные факторы местного климатического курорта. Со смотровых площадок открываются прекрасные панорамы южного берега Крыма. Она была любимым местом прогулок царской семьи.Со временем тропа реконструировалась и благоустраивалась. Ее немного укоротили, протяженность теперь составляет 6580 метров. Начинается тропа возле Большого Ливадийского дворца сразу же за свитским корпусом. Она проходит по Ореанде, мимо белой романтической колоннады, мимо горных вершин Крестовой, Ай-Никола, скалХачла-Каяксы, Пирожок, множества санаториев, Церкви Архистратига Божия Михаила и Ласточкиного гнезда. Ялтинские строители и умельцы-оформители украсили ее оригинальными скульптурными композициями «Джалита» и «Эхо», почти на всем протяжении маршрута поставили декоративные скамейки для отдыха, смастерили пенек-стул и пенек-стол, устроили спуски, дренажи и подпорные стены, уложили бордюры, а саму дорожку посыпали песком. В начале тропы установлена схема маршрута. Рядом находятся солнечные часы.На тропе вам будут встречаться указатели с информацией о высоте над уровнем моря, пройденном и оставшемся расстоянии. Название «Царская» тропа получила, потому что по ней любила прогуливаться царская семья, а уже в советское время тропа получила название «Солнечная».
Центр органной музыки «Ливадия»
.
Большая Ялта, пгт Ливадия, ул. Батурина, 4 http://www.organ-livadia.narod.ru/ Здание, в котором расположен Ливадийский органный зал, строили одновременно с Ливадийским дворцом под электростанцию, которая впоследствии снабжала электроэнергией всю Ливадию. Автором проекта был первый придворный архитектор Гущин Глеб Петрович, а само строение является одним из первых в России, созданных методом скользящей опалубки, т.е. из монолитного железобетона. В 1927 году оборудование электростанции было демонтировано, а в освободившихся помещениях разместились столовая и клуб. Во время проведения Ялтинской конференции в 1945 году функции электростанции были временно восстановлены. Впоследствии здесь располагались лагерь для военнопленных в 1945–1947 годах, склады, мастерские и др. Здание ветшало и к концу 80-х годов находилось в полуразрушенном состоянии. Во время реконструкции был проделан большой объём работ по восстановлению разрушенных частей строения, а также добавлены новые декоративные элементы, преобразившие его внешний облик. Кроме этого, вокруг здания были выбраны тысячи тонн грунта, построены подпорные стены, сделано металлическое ограждение. Для лучшего размещения органа специально достроено дополнительное помещение. Заново созданный интерьер включил в себя лепку, состоящую из десятков тысяч элементов, сотни квадратных метров цветных витражей, ограждения из металла, пилястры, капители и т.д. В результате всех произведенных работ, здание технического назначения превратилось в блестящий архитектурный ансамбль в стиле эклектики.Большой Ливадийский орган построен в 1998 году. Это первый и самый большой отечественный инструмент такого класса, созданный на территории бывшего Союза. Этот орган имеет свыше 4600 труб разного диаметра. Длина самой большой трубы составляет около шести метров, а самой маленькой всего несколько миллиметров. Трубы разделены на 69 групп (регистров) и через сложную систему тяг (трактуры) управляются с пульта органа с помощью четырех клавиатур для рук (мануалов) и одной клавиатуры для ног (педали). Кроме перечисленного, для управления регистрами на пульте расположено свыше 230 кнопок и рычагов. При строительстве инструмента, его механических частей и труб, широко использовалась древесина местных пород деревьев: кедр (ливанский, гималайский, атласский), кипарис, сосна, дуб, бук, фисташка, секвойя, ильм и др. и некоторых тропических, а также цветные металлы олово, свинец, медь и латунь. Наряду с традиционной органной механикой (рычаги на игольчатых осях) в этом инструменте присутствует 700-канальный электронный блок управления с наборной электронной памятью (до 2000 запоминаний) и оптронной (бесконтактной) системой управления, которые позволяют расширить технические и художественные возможности органа. Большой Ливадийский орган находится в Центре органной музыки «Ливадия». Автор и разработчик проекта строительства органа и реконструкции здания Владимир Анатольевич Хромченко — директор и художественный руководитель Центра органной музыки «Ливадия». Зал оформлен в бело-голубых тонах, окна украшают витражи, а зрители сидят на деревянных скамейках. В настоящее время Центр органной музыки «Ливадия» — единственное предприятие на территории СНГ, которое создает подобные инструменты и обладает замкнутым циклом производства.
Центр-музей Михаила Пуговкина
.
+7 918 447 58 11 https://vk.com/vivatkomedia https://www.facebook.com/vivatkomedia Музей-центр, посвященный творчеству «короля комедий» Михаилу Пуговкину, открыла после смерти мужа вдова киноактера Ирина Константиновна и существует он уже более 15 лет. В музее помимо огромной коллекции фотографий самого Михаила Ивановича, и многих актеров, с которым его связала творческая карьера, собрана внушительная коллекция реквизитов из различных фильмов, а также личные вещи Пуговкина. Во время экскурсий идет демонстрация кинофильмов на большом экране.
Рядом с Ливадией, в 5 км западнее Ялты, расположен поселок городского типа Ореанда.
Ореанда
Ореанда является частью Большой Ялты. Подчинён Ливадийскому поселковому совету. Название Ореанда появилось еще в древности. В переводе с греческого оно означает «скалистая», и это название вполне себя оправдывает. Вздымающиеся вверх скалы, грозные утесы и разнообразная растительность делают этот уголок Крымского побережья особо живописным и неповторимым Поселок делиться на две части: Нижняя и Верхняя Ореанда. Нижняя расположена недалеко от моря, Верхняя – за бывшей дорогой из Ялты в Севастополь. Проехать к Ореанде можно либо через Ливадию, либо по верхнему Севастопольскому шоссе, путь по которому очень живописен.
Пляж
.
У всех санаториев Нижней Ореанды один общий пляж и называется он, не много не мало – «Золотой пляж». Он входит в число лучших в этой части полуострова, и посему сюда ездят отдыхать даже из соседних городов. Полоска отшлифованной мелкой береговой гальки протянулась на 400 метров между мысом Ай-Тодор, который как трезуб Нептуна врезается в море и служит мореплавателям ориентиром, и Ливадией.
Природные достопримечательности
Мачтовая скала
.
Одной из интересных достопримечательностей Ореанды является красивая скала которая называется Мачтовая. Если на нее смотреть со стороны моря, то видно что эта скала расколота пополам на две огромные каменные серые глыбы. Между ними находится естественный грот, в котором найдены следы стоянки древнего человека. Скала Мачтовая и грот интересны не только как археологический памятник. В период первой русской революции в гроте находилась подпольная типография Ялтинской организации РСДРП. В советское время Мачтовая скала и ее грот были использованы при съемках популярных приключенческих кинофильмов «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Морской охотник» и др.
Крестовая скала
.
Скала-отторженец с можжевелово-сосново-дубовым лесом. На куполообразной вершине среди леса нагромождены утесы. Высота горы 204 м. С южной стороны скала абсолютно отвесная. Ее окружает заповедный можжевелово-фисташковый лес с 500-700-летними деревьями. Название Крестовая первоначально относилось только к скале на восточном склоне, где раньше стоял крест. Издавна у христиан существовала традиция — воздвигать кресты в особо красивых или почитаемых православных местах, чтобы созерцать их очами и сердцем. Один из таких крестов был установлен на скале в Ореанде. 30 сентября 1837 года императрица Александра Федоровна вместе с графом и графиней Воронцовыми и великой княжной Марией Николаевной поднялись по пологому северному склону на вершину горы, установили на вершине деревянный крест и посадили куст лавра. Впоследствии деревянный крест заменили чугунным. После революции крест был уничтожен, но название скалы осталось — Крестовая. По некоторым данным, именно на этой скале проводились чемпионаты СССР (второй и третий) по скалолазанию и знаменитый, воспетый В. Высоцким, сван Михаил Хергиани, поднимался на эту 90 м скалу по отвесному склону чуть более чем за 5 мин. Эта гора относится к археологическим памятникам. На вершине — останки средневекового укрепления (XIII–XIV веков), у подножия с юго-восточной стороны находится грот длиной 5 м, где были обнаружены археологические находки, относящиеся к I тысячелетию до н. э.
Гора Ай-Никола
.
Ай-Никола — куполообразная гора-отторженец, юго-восточный отрог горы Могаби у западной окраины посёлка Ореанда. Сложена из верхнеюрских известняков. Высота — 389 метров над уровнем моря. Как и у большинства отторженцев, северный склон Ай-Николы лесистый и пологий, а южный представляет собой крутую (до 70-80°) скалистую стену с цепляющимися за неё редкими растениями. Название в переводе с греческого означает Святой Николай.На вершину горы Ай-Никола ведет прогулочная тропа, проложенная в 50-х годах XX века выдающимся советским физиком-ядерщиком Игорем Васильевичем Курчатовым, который часто отдыхал в санатории «Нижняя Ореанда». На горе расположено несколько скалолазных маршрутов сложностью от 6a до 7a. В окрестностях горы Ай-Николы находится археологические памятники. На востоке - это один из известных таврских могильников — так называемый Ореандовский могильник. Каменные ящики могильника находятся на возвышенности со стороны склона горы Ай-Никола, лежащего в сторону Ялты. Сохранилось около 20 каменных ящиков, одни находятся в удовлетворительной сохранности, другие почти полностью разрушены.
Тропа Курчатова
.
Тропа Курчатова — пешеходная тропа на Южном берегу Крыма (в районе Гаспры - Ореанды), ведущая на вершину горы Ай-Никола. Она начинается неподалеку от ротонды с колоннами, приютившейся у скалы в Ореандовском парке. Выдающийся советский учёный, физик ядерщик академик Курчатов, вошёл в историю как организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР. В 1950 году И.В. Курчатов отдыхал в санатории «Нижняя Ореанда». По воспоминаниям сотрудников здравницы, занимался спортом, любил гимнастику, плавание, греблю, но особенно - пешеходные прогулки. Любознательный и активный, он обнаружил легкодоступный и живописный подъём на вершину горы Ай-Никола и сам повёл группу отдыхающих по новому маршруту, весело предупредив: «Толстякам харчи брать воспрещается, терять вес в пути разрешается!». Позже, специальным постановлением Ялтинского горсовета, тропу назвали именем Курчатова: на скале была укреплена доска с барельефом учёного и его словами: «Горные прогулки — это вдохновение для творческой работы, которое я всегда испытывал, поднимаясь к вершине Ай-Николы».Курчатовская тропа в средние века была, по всей видимости, полноценной дорогой. Об этом убедительно свидетельствуют крепиды, хорошо сохранившиеся в некоторых местах. Дорога поднималась на вершину, где, надо полагать, находилась церковь, давшая имя горе. В 1972 году на вершине горы была найдена казачья веха, поставленная в честь казаков XVII века. Она представляла собой кованый двухметровый железный крест с вмурованной в его основание свинцовой плиткой (пробитой в нескольких местах пулями), на которой сохранилась надпись «Казачья веха, исторический памятник XVII века…». Когда и кем она была поставлена, осталось неизвестным. 16 марта 2002 года веха была восстановлена силами ялтинского казачества и освящен митрополитом Лазарем.Тропа Курчатва оборудована скамейкой для отдыха. А с видовой площадки открывается вид на Южный берег Крыма.На горизонте синеет Аю-Даг, прямо хорошо видны достопримечательности Нижней Ореанды: Покровская церковь, старинная беседка, строения знаменитой здравницы. Недалеко от вершины находится пещера, где были обнаружены интересные находки: обломки керамических сосудов и останки человека. Тропа спускается на живописное старое шоссе.
Памятник отважным скалолазам
.
Памятник находится у подножья горы Ай Никола, возвышаясь прямо над Севастопольским шоссе вблизи церкви Святого Михаила. Рядом с памятником на небольшом горном уступе стоит беседка. Незамысловатый бетонный памятник Альпинистам-Скалолазам был установлен в честь первого чемпионата СССР по скалолазанию 1964 года. После распада Союза монумент был заброшен и постепенно ветшал. Только в 2011 году нашлись энтузиасты, сумевшие собрать средства на его реставрацию. И хотя по современным меркам фигурки скульптурной композиции не совсем отвечают представлениям об отважных покорителях горных вершин, скульптура подкупает казалось бы не престижным местом установки и какой-то неуловимой наивностью.
Парк «Нижняя Ореанда»
.
Парк «Нижняя Ореанда» расположен на территории одноименного санатория и занимает площадь 48,9 га. Живописная Ореанда в 1825 году приглянулась российскому императору Александру I. Часть Ореанды, приобретенной для него, была названа Нижней Ореандой. После кончины Александра I земли Нижней Ореанды перешли по наследству Николаю I. Николай I в 1837 году подарил Ореанду своей супруге - Александре Федоровне. Весной 1843 года началось строительство дворца, которое длилось 10 лет. Первой постройкой в дворцовом комплексе стала прекрасная белокаменная полуротонда, увенчавшая один из утесов Ореанды. Восемь семиметровых колонн строго дорического ордера, высеченных из керченского штучного камня лучшего качества с прекрасной проработкой капителей, архитравов, карнизов, украсили ротонду. Видная издалека, она сразу стала главной приметой царского имения. Парк в Ореанде, который начал формироваться еще в 30-х годах XIX века под руководством английского садовника Росса, разбивался в ландшафтном стиле, во всех планах того времени он назывался английским садом. От царской Ореанды не сохранилось никаких построек, кроме ротонды и адмиральского домика.Однако, спустя 70 лет, в эти земли вдохнули новое дыхание. Прямо на фундаменте сгоревшего замка, был построен санаторий «Нижняя Ореанда», он принял первых посетителей в 1948 году. Санаторий работает и сегодня, это красивое сооружение, внутри которого отлично оснащенный оздоровительный центр. В этих здравницах отдыхали многие выдающиеся деятели науки, культуры, дипломаты, политики. http://oreanda.biz/ Многое изменилось и в парке, но дивная краса природы, присущая Ореанде, пленяет нас и сегодня. Здесь представлено свыше 100 видов растений, большинство из которых были завезены с юга Европы и Кавказа. В парке много прудов и несколько бассейнов, берега которых напоминают очертания Черного, Азовского и Каспийского морей.Во все времена года прекрасен парк «Нижняя Ореанда».Особую выразительность и своеобразие ему придает сочетание пышной зелени со сказочным нагромождением скал. Восхитительны аллея пирамидального кипариса, атласский голубой кедр, заросли благородного лавра, крупноцветковые магнолии, фотинии, роща европейской маслины.Исключительную красоту на весь облик местности накладывает восточный платан, или чинара, что высится в центре парка. Это самый крупный и старый среди всех вековых платанов Южного берега: 30 метров в высоту и 6,5 метров в окружности ствола. Но если учесть, что в странах Средиземноморья чинары живут свыше 2000 лет, то этот платан не более как младенец, ему нет еще и трехсот лет.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен в Нижней Ореанде. С 1825 года Нижняя Ореанда принадлежала царской фамилии. В 1843 – 1852 годах здесь по проекту архитектора Штакеншнейдера был построен дворец. В 1882 году он сгорел.Позже, из материала сгоревшего здания, на небольшой возвышенности, по проекту архитектора Авдеева была построена церковь в грузинско-византийском стиле, рельефно выделяющаяся своей оранжево-красной черепичной крышей на зеленом фоне леса и темно-голубой глади моря. Внутри она украшена интересной мозаикой работы венецианского мастера Л. Сальвиати. Храм был построен по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане - узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея.
У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены, Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Храм был богато украшен мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В конце XIX — начале XX веков храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь говела и причащалась вмц. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская фамилия, все Великие князья и княгини, когда они отдыхали на Южнобережье. Здесь бывал А.П. Чехов. В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение организации по охране памятников, чтобы использовать его как памятник архитектуры, имеющий уникальную мозаику. В 1927 году здание немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина. Впоследствии в 1928 году, храм предполагали снести. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия. В послевоенный период храм использовался под механические мастерские, строительный и овощной склады. В 1992 году храм вернули Церкви.
Храм Святого Архистратига Михаила
.
Храм Святого Архистратига Михаила — церковь над поселком Ореанда, построенная в 2006 году у подножия горы Ай-Никола рядом с автомобильной дорогой Ялта-Севастополь. Церковь возведена возле места, на котором располагался древний христианский монастырь, остатки которого были найдены археологами. Идея возведения на этом месте храма во имя Архистратига Михаила принадлежит ялтинской семье Михаила Карашкевича, которые вместе с другими ктиторами пожертвовали деньги на возведение храма.Горы, расположенные вокруг церкви, создают необычную акустику. Это используют священники для трансляции пения мужского церковного хора. Многократно отражаясь от скал, пение хора приобретает монументальное звучание, которое можно достичь лишь в специальных концертных залах.В 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке отлили колокол весом 603 килограмма. В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря, колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест.
Главной особенностью отдыха в Ливадии и Ореанде является относительная уединенность и тишина. Эти места больше привлекают отдыхающих зрелого и пожилого возраста, которые приезжают сюда подышать морским воздухом, погулять по живописным аллеям и поправить здоровье. Без сомнений, это одно из лучших мест для парковых прогулок. Но, в то же время, рядом Ялта со всеми ее развлечениями и многочисленными достопримечательностями.
Мы с семьей очень любим отдыхать в Крыму.Красота!!!