Вышивка матьо (matyo) продолжение....
Интересно, что многие характерные для вышивки матьо мотивы, пришли в нее от скорняков расшивавших кожаные дубленки и жилеты, например, знаменитые розы и тюльпаны. Да и первые вышивальщицы тоже вышли из скорняжных семей (в т.ч. знаменитая Kisjanko Bori).
У вышивки "матьо" есть три основных вида:
- "лапош" - цветная гладь на черном фоне ( как правило на сукне).
- "шубрика" - цветная гладь в сочетании с мережкой по белому полотну.
- "торда" - комбинация мелкой глади с цепочной вышивкой крестом красными или темно-розовыми нитками (применяется для декора постельного белья и рукавов). В качестве ниток могут использоваться шелк, шерсть или хлопчатобумажная нить. Современная вышивка выполняется в основном гладью, но на первых этапах в ней использовалось большое количество швов, включая типичный шов "восьмерка".
Самой известной рукодельницей из Мезёкёвешда была Киш-Янко-Бори (Kisjanko Bori, 1876 -1954), которая не только великолепно вышивала, но и создала немало превосходных рисунков известных до сих пор. Ведь, как говорят опытные вышивальщицы "матьо", самое трудное в их ремесле вовсе не вышивка, а создание нового узора и подбор ниток к нему. Боришка (Киш-Янко-Бори) обладала таким редким даром, а потому до сих пор считается лучшей "матьо-художницей написавшей сотни роз", чьи рисунки никогда не повторялись. Она составила целый альбом с деталями цветочных орнаментов, который сейчас является базовым для каждой вышивальщицы. Умирая, Боришка завещала свой дом городу, и позже в нем открылся музей ее творчества.
Сейчас вышивальщицы из Мезёкёвешда работают в основном для туристов, а самыми популярными изделиями стали скатерти и женские блузки. Они выполнены цветочным рисунком на белой ткани, причем рисунок не заполняет все полотно, а лишь украшает его фрагментарно. Часто они дополняются кружевом связанным крючком, что не соответствует классическому стилю "матьо". Подлинную вышивку "матьо" можно увидеть в музее, который расположен в городе Мезёкёвешд.