Скрыть баннер

(большой баннер в шапке)

Главная / Психология и воспитание / Что хотим от наших детей? Какими их видим?

Что хотим от наших детей? Какими их видим?

Написать
Страницы: Первая Предыдущая 1 2

Медаль
Сообщений: 7370
Я строгая мамаша... конечно к мнению своих детей прислушиваюсь, но последнее слово всегда за мной... демократия хороша только когда она в меру, иначе это может дойти до абсурда...
В конце-концов именно на мне лежит ответственность за детей... и перекладывать эту ответственность на плечи ребёнка, мотивируя это фразами типа: "ты сам это выбрал, вот и расхлёбывай" - считаю не правильным.
Медаль
Сообщений: 9527
Псишенька
хочет носиться с кухонным ножом по квартире - да ради бога, сто раз предупредили, что можно пораниться, что у него есть свой еще лучше - но нет, так нет. я давно уяснила, что только СВОЙ ЛИЧНЫЙ опыт может чему-то научить человека.
да вы что???????? А если на самом деле что то случится по неосторожности??? Тут могут быть такие последствия, что потом замучаешься по больницам ездить(( Я конечно тоже многое позволяю своему, и пилой поиграть, и молотком постучать, но только под чутким контролем.. Ведь для них слова *Будь аккуратней*-это только слова...
Invisible
В общем пытаюсь обращаться с дитём так, как мне хотелось бы, чтобы обращались со мной... И жду от нее только одного - счастливых глаз!
Вот, наверное мы своим обделенным детством(если его можно назвать таким) хотим что то исправить... купить только лучшую игрушку, купить только вкусную шоколадку, потакать каждым истерикам ребенка.. НО зачем все это??? Почему нас не баловали, не били, а мы росли нормальными детьми??? ПОЧЕМУ?? Меня реально трясет от моего ребенка, иногда я просто хочу его убить((( cry
Только привыкнешь к хорошей жизни, как она тут же становится лучше.
Медаль
Сообщений: 206
ХулиганкА, может быть, и у наших мам иногда были такие желания? smile А может быть, и мы, современные родители, нервнее, чем были наши мамы и папы... Я тоже иногда очень сильно злюсь на ребенка, но ведь дети из многих проблем вырастают, так что это ничего. Стараюсь и над собой работать, хочется ровнее быть в поведении.
Медаль
Сообщений: 3634
поясню про нож: Димон выбрал себе самый тупой из всех, порезаться им нереально. не считайте меня уж совсем ненормальной, пожалуйста.
Псишенька
Медаль
Сообщений: 9527
Ir-erm, Нет, желание убить конечно же было, но может возникало оно не так часто как у меня.. Вопрос почему??? Почему мы так реагируем на их шалости и капризы?? На их желание познать мир и на все прочее...
Псишенька
поясню про нож: Димон выбрал себе самый тупой из всех, порезаться им нереально. не считайте меня уж
Ааа, ну так понятней, а то я уж испугалась.. Почу то представила, как ребенок носится с острым кинжалом v Я тоже разрешаю потрогать пилу, ножовку и так далее...
Только привыкнешь к хорошей жизни, как она тут же становится лучше.
Медаль
Сообщений: 3634
ХулиганкА
Почу то представила, как ребенок носится с острым кинжалом v Я тоже разрешаю потрогать пилу, ножовку и так далее...
я так и поняла))
Псишенька
Медаль
Сообщений: 1126
ХулиганкА
Меня реально трясет от моего ребенка, иногда я просто хочу его убить(((  
у наших мам это тоже все было! Просто такие эмоции являются социально нежелательными, они очень быстро стираются и памяти и мама может сейчас от чистого сердца утверждать тебе, чо у нее такого не было... было! Такое у всех бывает т тот, кто скажет "нет", скорее всего слукавит...
Медаль
Сообщений: 1126
ХулиганкА
Вот, наверное мы своим обделенным детством(если его можно назвать таким) хотим что то исправить... купить только лучшую игрушку, купить только вкусную шоколадку, потакать каждым истерикам ребенка..
от этого никуда не денешься, так и есть... но тут главное не путать стремление дать что-то ребенку и ожидание от него выполнения того, что не выполнила сама. От первого ничего страшного не случится, есл действовать в рамках разумного, а вот второе может реально навредить ребенку...
ХулиганкА
НО зачем все это???
Затем что мы живет так недолго, и не знаем, сколько нам отмеряно... Я сейчас читаю книгу на религиозную тематику, так вот она насквозь пропитана мыслью - Человек, думай о том, что все мы ходим под Богом, что с нами будет завтра, мы не знаем, так старайся поступать так, что если вдруг тебя не окажется рядом с близкими, у вас не останется сожалений о сказанном и сделанном... Конечно, когда начинаешь злиться и эмоции захлестывают, сложно думать о вечном, но если все же попытаться, совсем по-другому посмотришь на многие ситуации...
Медаль
Сообщений: 1284
ДЕТСТВО ЭКСТЕРНОМ:
куда мы спешим?

Мамы трехлеток обеспокоенно спрашивают друг друга: «Вы уже читаете «Волшебника Изумрудного Города»?» И, конечно, они читают. Про Волшебника, про Питера Пэна, про Нильса, игнорируя факт, что эти книги рекомендованы для младшего школьного возраста.

Отчасти взрослых можно понять: сейчас, в период расцвета детской литературы, существует огромный выбор хороших книг и хочется охватить как можно больше. Тем более, можно выбрать издания на любой вкус: сокращенные, адаптированные, с картинками на каждом развороте, которые привлекут детское внимание. А то, что текст остается текстом не для трехлеток – что ж, это понятие индивидуальное. Ведь ребенок слушает!

★ С магазинной полки маняще смотрит яркий контейнер с "Лего", и вместо обыкновенной матрешки или кубиков мы покупаем набор деталей «от полутора до пяти», ведь малышу вот-вот исполнится полтора. С активной родительской помощью ребенок несколько раз соединит разноцветные детали в башенку, но в остальное время "Лего" будет лежать без дела. Пройдет пара лет, малыш найдет в ванной три бельевые прищепки и продемонстрирует маме с папой самодельную птичку: так родители узнают, что ребенок дорос до конструирования. Скоро и "Лего" пригодится.

★ Школа тоже предъявляет к детям повышенные требования. Поступая в первый класс, желательно знать программу первого класса. Сторонники раннего развития без устали напоминают о том, что детский мозг наиболее восприимчив и способен впитывать огромные объемы информации в самом юном возрасте, а согласно названию нашумевшей книги – «после трех уже поздно».

★ Урок в группе «от двух до трех лет» в одном из детских центров делится на три части: развивающие занятия, физкультура и творческие игры. Маленького Тимура интересует только сухой бассейн. Едва мамы с детьми рассаживаются за столом, и педагог предлагает малышам потрогать карточки с буквой и назвать предметы, начинающиеся на эту букву, Тимур спрыгивает со стула и устремляется в спортивный зал. Его не интересуют ни лепка, ни буквы, ни паззлы, ни стишки.

★Красная от стыда, мама идет за мальчиком и водружает его обратно на место, ей хочется, чтобы сын сидел тихо и выполнял задания, как остальные. Когда после нескольких посещений педагог мягко намекает ей, что в силу личных особенностей характера Тимур пока не готов к такому формату развивающих занятий, мама обиженно заявляет: «Может, его просто не смогли здесь заинтересовать? Мы поищем другой центр».
★ А если все, что нужно мальчику в два с половиной года – не азбука и загадки, а детская площадка с горками, лабиринт, песочница, домашний спортивный уголок? Не зря ведь так рвется Тимур в этот несчастный сухой бассейн и готов полтора часа в нем купаться, кидать шарики туда-сюда и визжать от удовольствия. Может быть, дома выброса энергии и активной игры не происходит?
★ Все более популярным становится способ отмечания детского дня рождения в кафе, боулинге, аквапарке. Это удобный и веселый вариант для школьников, любящих шумные игры на большой территории, но довольно странный выбор праздничной площадки для 3-4-леток, которые в этом возрасте часто прячутся за родителей, долго раскачиваются и могут испугаться переодетых аниматоров.

★ По словам одной из мам, присутствовавшей на дне рождения, где главной героине исполнялось три года: «Детей два часа развлекали клоуны, так что они ни разу не подбежали к родителям, и мы могли спокойно пообщаться за столиками». Получается, для родителей цель детского дня рождения – спокойно пообщаться? А в чем радость праздника для малыша?

★Куда мы торопимся? Какую ускоренную программу социализации хотим пройти с детьми? Может, стоит ненадолго остановиться, насладиться моментами детства и дождаться, когда до некоторых вещей ребенок дорастет?

★Можно настойчиво, сквозь слезы и ругань добиваться того, чтобы годовалый малыш ходил на горшок. А можно дождаться 2-2,5 лет, когда он сам спокойно его освоит. Можно несколько месяцев показывать ребенку карточки с буквами и гордиться тем, что к двум годам малыш называет 26 букв алфавита. А можно повесить дома плакат с азбукой и выучить веселую песню про буквы за несколько дней, когда ребенку будет четыре.
★У каждого свой темп развития. Один ребенок быстро бегает в год, а другой делает первые шаги ближе к 15 месяцам. Кто-то увлеченно играет с буквами и цифрами и в один день без помощи каких-либо методик осваивает самостоятельное чтение, а кого-то буквы заинтересуют лишь на подготовительных занятиях к школе, зато к этому времени он уже два года будет кататься на горных лыжах и двухколесном велосипеде.
★ Севу отдали в школу в 4,5 года. Вообще-то, в первый класс по возрасту должен был идти его старший брат. Но, глядя на Севу, который в четыре года умел хорошо читать, знал цифры, цвета, геометрические формы, логически мыслил, без проблем отыскивал отличия на картинках и умел составлять связный рассказ по иллюстрациям, родители подумали: «А что, если?» Сделав ставку на одаренность, Севу зачислили в первый класс вместе со старшим братом.
Он учился на четыре и пять. Ни оценки, ни поведение на уроках не вызывали вопросов у учителей. Но удивительнее всего было то, что Сева ничем не выделялся и в лучшую сторону: не раскрывал особенных способностей, не выдвигался к участию в олимпиадах или творческих конкурсах. Он просто не отставал.
К средним классам разница стала заметной. Сева был самым маленьким по росту и комплекции в своем классе. Ему стало сложнее, чем другим, общаться со сверстниками, было видно, что они опережают его как в физическом, так и в психологическом развитии. Чувствовалось, что мальчику не хватает житейского опыта, чтобы глубже понять некоторые предметы.
После девятого класса Сева поступил в колледж, но учиться в нем не смог. Он оказался маленьким в среде не знакомых ему больших. Сделав перерыв в год, Сева вернулся в школу. Его приняли в десятый класс того набора, в котором когда-то Сева должен был учиться, если бы пошел в школу с семи лет. Дальнейший жизненный путь он продолжил уже со своим звеном.
★Детство экстерном – это эксперимент, результат которого не предсказуем. Это отнимание игры, прыжков на кровати, сотни слепленных куличиков, сна до скольки угодно в пользу серьезных кружков, развивающих занятий, подъема по будильнику, загруженного дня. Сложно это признать, но зачастую торопливое развитие – это просто родительские амбиции и боязнь не успеть за другими.

★ Только получается, что конечной целью такого эксперимента становится парадоксальный результат: ребенок, который как можно скорее все узнал, многое попробовал и очень быстро вырос. И, возможно, пропустил свое детство.

Лена Чарлин
Медаль
Сообщений: 1284
ОСВОБОЖДАЕМ ДЕТЕЙ ОТ РОЛЕЙ (родительское программирование).

Я помню, как родился мой сын Дэвид. Прошло пять секунд с момента рождения, а он все еще не начал дышать. Я была напугана. Медсестра похлопала его по спине. Никакой реакции. Напряжение было мучительным. Она даже сказала:
- Какой упрямый!

Все еще не было никакого движения. А через какое-то мгновение он, наконец, закричал, очень пронзительно, как кричат только новорожденные. Облегчение было неописуемым. Но позже в тот день я стала спрашивать себя, действительно ли он упрямый. К моменту же, когда я принесла его из роддома домой, все встало на свои места - это были просто глупые слова глупой женщины. Как можно прикреплять ярлык на младенца, который живет на свете меньше минуты!

И тем не менее несколько последующих лет, когда он продолжал плакать, независимо от того, сколько я его шлепала или качала, когда он отказывался есть новую еду, отказывался спать, делал все, чтобы мы не успели на автобус в детский сад, когда он не надевал свитер в холодный день, в моей голове проносилась мысль: "Она была права. Он упрямый".

Надо было знать раньше. Все психологические курсы, которые я посещала, предупреждали об опасности самореализующихся пророчеств. Если на ребенка повесили ярлык "неспособный ученик", он может начать чувствовать себя именно так. Если вы считаете ребенка непослушным, то скорее всего он начнет показывать вам, каким непослушным он может быть. Нужно во что бы то ни стало избегать навешивания ярлыков. Я полностью была с этим согласна и все-таки не могла не думать о Дэвиде как об "упрямом ребенке".

Единственное, что меня успокаивало, это что я не одна такая. Минимум раз в неделю я слышала, как другие родители говорят что-нибудь вроде:

"Старший у меня - трудный ребенок. А младший - одна радость".
"Бобби - прирожденный хулиган".
"Билли - простак. Любой может его обмануть".
"Майкл - настоящий адвокат в семье. Знает ответы на все вопросы".
"Я больше не знаю, чем кормить Джули. Она так разборчива в еде".
"Покупать что-то новое для Ричи - это пустая трата денег. Он ломает все, к чему притрагивается. Мальчик просто явный разрушитель".

Мне всегда было интересно, как эти дети приобретали свои ярлыки в самом начале. Теперь, после того как я годами слушала, что происходит в семьях, я понимаю, что кастинг ребенка на роль может начаться вполне невинно.

Например, однажды утром Мэри говорит своему брату:
- Дай мне мои очки.
А брат отвечает:
- Возьми сама, хватит командовать.
Позже она говорит матери:
- Причеши меня, чтобы волосы были гладкие, без узелков.
Мама отвечает:
- Мэри, ты опять распоряжаешься.
Тем не менее позже она говорит отцу:
- Не разговаривай. Я смотрю передачу.
На что он отвечает:
- Слушаюсь, босс!

Постепенно ребенок, которого как-то обозначили, начинает играть роль. В конце концов, если все называют Мэри властной, значит, такой она и должна быть.

Вы можете задаться вопросом: "Нормально ли думать о ребенке, что он властный, если ты его так не называешь?" Это очень важный вопрос. Может ли то, как родители думают о ребенке, повлиять на то, как ребенок думает о самом себе? Чтобы прояснить отношение между тем, как родители видят ребенка и как ребенок видит себя, давайте попробуем эксперимент. Читая следующие три сцены, представьте себя в каждой из них ребенком.

Сцена 1. Вам примерно восемь лет. Как-то раз вы заходите в гостиную и видите, что родители собирают большой пазл. Наблюдая за тем, что они делают, вы спрашиваете, можно ли вам тоже пособирать с ними.

Мама спрашивает:
- Ты уже сделал домашнюю работу? Ты смог в ней разобраться?
Вы отвечаете "да" и снова спрашиваете, можно ли вам присоединиться.
Тогда мама опять вас спрашивает:
- Ты уверен, что понял все домашнее задание?
- Займемся математикой с тобой чуть попозже, - вставляет папа.
Ты опять спрашиваешь, не надо ли помочь с пазлом.
- Смотри внимательно, как мы с мамой складываем пазл, а потом мы посмотрим, сумеешь ли ты вставить один кусочек.
Когда вы начинаете ставить кусочек на место, мама говорит вам:
- Нет, солнышко. Ты разве не видишь, что у этого кусочка прямая сторона? Как можно поставить кусок с прямой стороной в середину картинки!
Она тяжело вздыхает.

Какими ваши родители видят вас?
Какие чувства у вас вызывает их мнение?

Сцена 2. То же самое. Вы заходите в гостиную и видите, что ваши родители собирают пазл. Вы спрашиваете, можно ли присоединиться к ним.

Мама говорит вам:
- Тебе больше нечего делать? Почему бы тебе не пойти и не посмотреть телевизор?
Вы неожиданно находите в пазле нужный кусочек с дымоходом. Вы тянетесь к нему.
- Осторожно! Ты разрушишь все, что мы сделали, - предупреждает мама.
- Мы когда-нибудь можем спокойно посидеть? - спрашивает папа.
- Ну пожалуйста, только один кусочек! - просите вы.
- Ты что, никогда не перестанешь? - возмущается папа.
- Ладно, один кусочек, но это все! - мама смотрит на папу, качает головой и закатывает глаза.

Какими ваши родители видят вас?
Какие чувства у вас вызывает их мнение?

Сцена 3. То же самое. Видя, что ваши родители собирают пазл, вы подходите ближе, чтобы взглянуть на картинку.

Вы спрашиваете:
- Я могу помочь?
- Конечно, если хочешь, - кивает мама.
- Возьми стул, - говорит папа.
Вы видите кусочек, который, как вы уверены, является частью облаков, вы кладете его в пазл. Он не подходит. Мама говорит:
- Почти!
- Кусочки с прямыми сторонами обычно кладут по краям.
Родители продолжают собирать пазл. Вы некоторое время изучаете картинку. Наконец вы находите правильное место для вашего кусочка.
- Смотрите, подходит! - восклицаете вы.
Мама улыбается.
- Ты действительно настоял на своем, - говорит папа.

Какими ваши родители видят вас?
Какие чувства у вас вызывает их мнение?

Вас удивило, как легко вы поняли мнение ваших родителей о вас? Иногда достаточно всего нескольких слов, взгляда, интонации, чтобы сказать человеку, какой он "несообразительный и глупый", "зануда" или, по существу, привлекательный и способный человек. Часто вы в считанные секунды можете понять, что родители думают о вас. Если вы умножите эти секунды на часы ежедневного общения родителей с детьми, вы осознаете, как значительно на детей влияет родительское мнение о них. Не только их чувства сами по себе воздействуют, но и их поведение.

Когда вы выполняли это упражнение и родители считали вас "несообразительным", вы ощущали, как постепенно ваша уверенность стала пропадать? Вы бы старались собрать большую часть пазла самостоятельно? Вы чувствовали досаду от того, что вы не так быстры, как окружающие? Вы говорили себе: "Зачем даже пытаться?"

Когда в вас видели одну помеху, вы чувствовали, что вам надо как-то защитить себя, иначе вас оттолкнут? Вы чувствовали себя отвергнутым и побежденным? Или вы чувствовали злобу, вам хотелось испортить дурацкий пазл и отомстить им?

Когда к вам относились как к приятному и способному человеку, вы чувствовали, что можете вести себя милым и надлежащим образом? Если бы вы сделали несколько ошибок, вам захотелось бы все бросить или вы решили бы попробовать еще раз?

Какими бы ни были ваши реакции, можно с уверенностью заключить, что мнение родителей о своих детях влияет не только на то, как дети воспринимают себя, но и на то, как они себя ведут.

Но что, если ребенок уже прошел кастинг на роль по каким-либо причинам? Значит ли это, что ему нужно играть эту роль до конца своих дней? Должен ли он застрять на ней, или можно освободить его, чтобы он стал тем, кем хочет стать?

Чтобы освободить ребенка от разыгрывания роли:

1. Ищите возможности показать ребенку его новый образ. (Пример: старый ярлык "разрушитель" заменяем на новый ярлык "бережливый": "У тебя эта игрушка появилась, когда тебе было всего три года, а она всё ещё выглядит, как новая".)

2. Поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе взглянет на себя. (Пример: старый ярлык "жадина" заменяем на новый ярлык "заботливый": "Томми, поделись, пожалуйста, орехами с другими так, чтобы каждому досталось поровну".)

3. Пусть дети нечаянно услышат, как вы говорите о них что-нибудь положительное. (Пример: старый ярлык "плакса, трусишка" заменяем на новый ярлык "смелый": "Дорогой, ты бы видел, как сегодня твой сын перенес укол... Он держал руку спокойно, хотя укол причинил ему боль".)

4. Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок. Будьте для него положительным примером.

5. Храните особенные моменты, связанные с вашим ребенком. ("Я помню время, когда ты...")

6. Если ваш ребенок ведет себя в соответствии со старым ярлыком, расскажите ему о ваших чувствах и/или ваших ожиданиях.

(Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили").
Медаль
Сообщений: 1126
gata, отличная статья! Я часто задумываюсь на эту тему и одергиваю сама себя.
Страницы: Первая Предыдущая 1 2
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Афиша Ярославля

Последние новости
Смотреть все новости
Рекомендуемые мероприятия

Нет материалов для отображения.